Программа персональных занятий по развитию навыков убедительной речи B течение трех месяцев один раз в неделю - встречи с персональным тренером-ритором. Изменение речевого поведения, подготовка к переговорам, совещанию, бизнес-презентации, защите или иному коммуникативному событию. Звоните: +7 982 66 77 578
Общие правила ведения диалога
В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.
Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение. Следовательно, говорящий несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.
Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.
Слушающий должен внимательно выслушать обращенное к нему высказывание.
Слушающий может ответить на вопрос либо сообщением, либо действием.
Слушающий может ответить на повествование либо новым сообщением, либо пересказом (третьему лицу), либо умолчанием.
Слушающий может ответить на побуждение либо действием, либо новым сообщением.
Слушающий может пересказать полученное сообщение другому лицу, если он не получил от говорящего специального запрета на пересказ.
Слушающий может ответить на сообщение действием, если оно специально не запрещено.
Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.
Последствия каждого высказывания должны быть обдуманны.
Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.
Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.
Сообщение должно быть уместным.
Сообщение не должно быть противоречивым.
Сообщение должно содержать новую информацию.
Сообщение не должно быть многословным.
Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц.
Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.
Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.
Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.
Бoльшая часть высказываний создается на случай. Но существуют высказывания, которые в силу различных причин - либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую
Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.
Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.
С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник в не состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.
Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.
Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.
Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.